ЧАН БАННИКА : ЧУГУН ИЛИ СТАЛЬ, УСТАНОВКА НА ПОДВЕС ИЛИ СТАТИЧНО
Распространенные оценки о молодильном чугунном чане для бань можно кратко выразить в следующих тезисах:
- Чан из металла, не имеет свойства накапливания тепла, т.е. он нагревается и потом все время необходимо наличие костра под ним.
- Чан из металла, как правило, то, что мы видим, маленький и вмещает меньшее количество людей.
- Очень неудобное расположение чана, как заходить в него, так и выходить, возможен вариант расшатывания, а следовательно и травмирование людей.
- Отсутствуют разделы теплоизоляции, при разжигании костра, может прогреваться и будет прогреваться боковые стороны котла, что приведет к травмированию людей, ожогам.
- Смотрится очень просто и дешево, не для элитного заказчика, с него не возьмешь 300 долларов за час парения. Т.е. экономически он не на столько выгоден!
- Нет дымохода, без дымового удаления посетители будут, в зависимости от ветра, ощущать дискомфорт.
Мнение людей технически и технологически более грамотных по данному вопросу более предметно:
Тема интересная и очень емкая.
- Чан тонкостенный, малая теплоемкость и дает моментальный прогрев стенок чана. На границе металл-вода, образуется слой горячей воды, которая может вызвать ожоги у посетителей. В нашем чане огонь прогревает только нижнюю часть чана, в которой, с внутри укладываются плоские камни для предотвращения получения ожогов, а та часть чана, на которую облокачиваются посетители спиной, вмурована в стенки печи и не прогреваются до критических температур.
- Для изделий, таких как чан, которые работают в высокотемпературном режиме (на углях температура может быть до 1 000гр) подходит чугун и нержавеющие сплавы на основе титана. Простое железо будет давать окалину (прогорать) и коробить. Даже при изготовлении тонкостенного чана из листового нержавеющего (окалиностойкого) металла, в сварочных швах будут температурные деформации и напряженности металла. Делая чан из нержавеющей стали (толщиной не менее 10мм), необходимо подбирать определенный сорт сплава и не на всяком производстве возьмутся рубить листовой металл для заготовок и есть определенные сложности с проведением электросварочных работ. Ну и соответственно цена чана из нержавеющей стали будет соизмерима с ценой на чан выполненный из чугуна.
- Если тонкостенный чан не подвешивать как котелок над костром, в корпусе печи, изготовленной из огнеупорного кирпича, он долго не сможет удержаться. Стальные конструкции при прогреве как правило начинает коробить и его будет выдавливать из гнезда печи или он будет разрушать кладку печи. После каждого посещения посетителей чан необходимо прокаливать для обеззараживания, т.е. прогревать чан без наличия воды.
- Если тонкостенный чан подвешивать над костром, будем иметь следующие неудобства:
- очень затруднительный вход и выход из чана, необходимо иметь очень хорошую сноровку и спортивную подготовку;
- посетители в чане будут постоянно находится в дыму так как отсутствует отвод дыма от чана;
- возможны ожоги от верхней кромки чана, которая не охлаждается водой;
- руки посетителей, лежащих на кромке чана будут подвергаться температурному воздействию от кострища;
- сильный костер под подвешенным чаном развести нельзя, так как будет большое кол-во углей и создаст для посетителей большие неудобства и как следствие из этого большое время на подготовку чана и большой расход дров. - Затруднительно контролировать и регулировать температуру воды в чане. Нет стационарных кранов подачи холодной воды и соответственно откачки перегретой воды.
- Подвешенный чан может сильно раскачиваться и выплескивать воду на костер. .Активные посетители при нахождении в чане будут выплескивать воду из чана, которая будет попадать в костер и его тушить, вызывая облака пара в вперемешку с пеплом. Соответственно пепел будет попадать в воду и на посетителей.
- Чугунный чан прост в обслуживании. Чугунный чан в печи подготавливается к следующему сеансу менее чем за час, прогрев воды происходит за 30-40минут. Под чаном постоянно горят дрова и образуется большое кол-во углей. Процесс идет непрерывно.
- При установки чана в корпусе печи можно отводить дым в сторону от посетителей от 70% до 100%, в зависимости от необходимости.
- Изготовление тонкостенного чана из листового металла делается при отсутствии возможности произвести литой чан из чугуна.
- Преимущество чана выполненного из нержавеющего металла только в одном, на его поверхности не образуется слой ржавчины.
- При активной эксплуатации чугунного чана, на его поверхности не успевает появляться ржавчина. При малой интенсивности эксплуатации чугунного чана рабочая поверхность может быть покрыта термостойкой эмалью, которая защитит поверхность чана от появления ржавчины. Кардинально решить этот вопрос можно плазменным напылением меди на рабочую поверхность чана.
- Чугунный чан установленный стационарно, будет иметь солидный вид, удобные, не травмоопасные подходы, удобство загрузки и выгрузки посетителей. Ведь за время сеанса парения, посетители не менее трех раз выходят из чана для того что бы окунуться в холодную воду. Из подвешенного чана столько раз выходить и соответственно заходить несколько затруднительно.
- Если сравнить фотографии размещенные в интернете то можно увидеть, что в подвешенном чане посетители только сидят. А стационарном чугунном чане , посетители активно парятся, плавают, плескаются и чудят. Можно просто сидеть свесив ноги в чан.
- Повешанный чан смотрится очень эффектно, но имеет в эксплуатации больше недостатков, чем достоинств.
- Еще есть преимущество в конструкции подвешенного чана - низкая стоимость его монтажа, которая не требует фундаментов и огнеупорных материалов. У нас была возможность использование готовых чанов из нержавеющей стали, которые используются на предприятиях пищевой промышленности, но мы отказались от них по вышеперечисленным причинам. Вроде и дешевле, удобно, технологично, но эффект совершенно не тот.
Для того что бы прочувствовать разницу необходимо самому попробовать попариться в стационарном чане а потом в подвешенном и сделать соответствующие выводы.
Это как сравнить автомобиль Запорожец и Мерседес. Вроде тоже самое, четыре колеса, двигатель и т.д. а вот ощущения от езды почему то совершенно разные.